Здоровое материнство

Здоровое детство

Школа здоровья доктора Москвиной: гаджеты порабощают или развивают

Школа здоровья доктора Москвиной: гаджеты порабощают или развивают

Дети, которые много времени проводят за смартфонами и планшетами, испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками. Им трудно договориться с ровесниками, наладить с ними общение, принять участие в общей игре.

К этим же проблемам можно отнести и ограниченность интересов ребенка компьютерными играми. Это значит, что у ребенка, зависимого от гаджетов, плохо развит кругозор, наблюдается низкая степень осведомленности об окружающем мире, и как следствие, происходит снижение уровня познавательного развития. Очень точная характеристика зависимости от гаджетов – «оружие массового поражения нашего свободного времени».

- Сел за планшет и пропал…

- Да. Время затраченное на компьютерные игры, ребенок может провести с пользой. То есть использование гаджетов всегда происходит за счет времени, которое ребенок может потратить на рисунок, сюжетную игру, постройку из конструктора или чтение книг.

Нужно понимать, что совсем исключить гаджеты из жизни наших детей не представляется возможным. Но с какого возраста детям можно играть в компьютерные игры и сколько времени ребенок может потратить на игру в планшете без ущерба для здоровья и психического развития? Тут все просто.

В период от года до 3 дет, когда происходит активное формирование нервной системы и функциональных систем организма – игры с гаджетами противопоказаны! Когда родители восхищаются тем, что их 2-х летний малыш освоил смартфон или планшет, считая эту способность «уникальной», они очень заблуждаются. Ничего удивительного, и тем более уникального в этом нет. Это самая обыкновенная простая операция, единица действия, которая при выполнении, не несет в себе развития никаких особенных способностей.

- Расскажите, что для малыша гораздо важнее?

- Малышу гораздо важнее общение со своими близкими, прогулка на свежем воздухе, активизация речевого развития. Детям-дошкольникам (от 3 до 7 лет) гаджеты тоже пользы не принесут. Но поскольку оградить ребенка от смартфона почти нереально, ученые определили безопасное время использования гаджетов. Это 40 минут в неделю. То есть в среднем по 5 минут в день. Конечно, в современных условиях очень тяжело ограничиться пятью минутами.

Но необходимо помнить, что даже использование «развивающих игр» не приносят пользы для развития ребенка. Это иллюзия. Даже когда дошкольнику предлагается в игре разложить по цвету, форме или размеру элементы, составить картинку из частей! Ребенок должен эти материалы держать в руках и действовать этими предметами не только на основе зрительного восприятия, но и подключая мелкую моторику и тактильные ощущения.

Для ребенка, который учится в начальной школе, время можно увеличить до 10 минут в день. Это не касается первоклассников. Для ребят, проходящих этап адаптации к школе, планшеты и смартфоны лучше исключить. И без гаджетов нагрузка на нервную систему первоклассника слишком велика.

- А как быть с детьми 11-13 лет и старше?

- Ограничить подростка сложнее. На этой почве могут возникать конфликты. Ребенок может очень резко отстаивать свое право на жизнь в виртуальном мире. Тут никаких секретов нет. Если ребенок с раннего детства привык слышать родителей, а родители слышали его – договориться не составит труда.

Учите ребенка самоорганизации и самоконтролю. Учите планировать свою деятельность. Будьте его помощником и примером для подражания. Тогда всемирная паутина не сможет затянуть подростка в свои сети. А вот если у ребенка уже с дошкольного возраста сформирована игровая зависимость, без помощи специалиста не обойтись.

- Вы сказали про борьбу подростка за право на жизнь в виртуальном мире. Как виртуальный мир конфликтует с миром реальным?

- Очевидно и предсказуемо, что виртуальный мир привлекает детей и подростков. Компьютерной игрой может увлечься и 3-летний малыш, и 16 летник подросток. В чем коварство?

Во-первых, детям вообще трудно отличить виртуальный мир от реального. Они воспринимают все как должное, принимая за чистую монету. В силу возраста ребята не всегда понимают, где правда, а где вымысел. Это объясняется недостаточным жизненным опытом. Персонажи компьютерных игр оказывают влияние на развитие личности ребенка. И на основе сюжета игры дети формируют для себя модель поведения во взрослой жизни.

- Но ведь герои игр - это далеко не высоко нравственные люди с высоким уровнем интеллекта и внутренней культурой…

- Да, а зачастую агрессивные, эгоистичные персонажи, действующие в угоду исключительно своих желаний и потребностей. Это обязательно окажет влияние на формирование самосознания ребенка. И это нужно понимать.

- И родители даже у малышей, «подсевших» на гаджеты, уже не в авторитете?

- Когда родитель перестает быть авторитетом для ребенка – это очень опасный симптом. Это не всегда касается только компьютерных игр и социальных сетей. Если ваш ребенок перестал вас слышать, если большую часть времени он стал проводить за планшетом, если снизилась успеваемость, и ребенок стал проявлять агрессию, - это повод для обращения к специалистам.

Но прежде чем жесткими методами и с помощью наказаний запретить ребенку подходить к компьютеру, задайте себе и попробуйте ответить на следующие вопросы. А именно: Как часто я использовал (а) планшет, чтобы «выключить» ребенка на время разговора по телефону, во время уборки или встречи с друзьями? Как много я сам (а) провожу времени в социальных сетях? Что я сделал (а) для того, чтобы мой ребенок научился себя контролировать и организовывать? Сколько времени ребенок проводит с пользой для своего психического и физического здоровья?

Возможно, борьбу с зависимостью от гаджетов вашего ребенка, нужно начать с себя….

Обычно мы, родители, сами становимся заложниками виртуального мира, и зачастую, способствуем развитию компьютерной зависимости наших детей. Так что нужно начинать с себя.

Возврат к списку